Влияние факторов семейного воспитания на развитие интеллектуальных способностей младших школьников
Сергей Леонидович Рубинштейн сказал: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям?! то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать».
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Уникальность и неповторимость каждого ребенка во многом определяют его способности. Способности начинают формироваться в раннем детстве и продолжают складываться всю жизнь. Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. А ведь все это, разумеется, сказывается на развитии детей, их интересов и способностей, в первую очередь интеллектуальных. А в основе развития интеллектуальных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти. Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного мышления особенно актуально. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.
Психологи и педагоги, сходятся в том, что одним из основных факторов, определяющих развитие способностей ребенка, является семья. Общаясь с родителями, можем сказать, что родители, бабушки, дедушки проявляют большую заинтересованность в интеллектуальном развитии своих детей. Родители с удовольствием готовы сотрудничать и со студентами и с учителями, участвовать в различных проектах.
Выделяются несколько факторов семейного воспитания, влияющих на развитие способностей ребенка:
- позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него;
- отношение к развитию способностей ребенка;
- стили детско-родительских отношений;
- стиль контроля и руководства ребенком;
- состав семьи и отношения внутри нее.
Выявление интеллектуальных способностей младшего школьника зависит и от рациональных действий родителей и учителя. А интеллектуальные особенности личности понимаются как особенности развития психики данного ребенка, особенности его мышления, памяти, внимания.
Так же младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.
Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности.
И вследствие этого выделяем пути появления интереса у ребенка:
- эмоциональное отношение к делу;
- воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.
Работа с родителями считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Но мы – педагоги, не боимся трудностей в нашей профессии. Что может быть дороже счастливых детских глаз? Ведь родители счастливы тогда, когда счастливы их дети! Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями.
Проведя ряд мероприятий, мы выделили основные и наиболее успешные формы учебного взаимодействия с семьей:
- совместное изучение информационных технологий;
- театрализованные представления и драматизации;
- родительские тренинги;
- общеклассные и общешкольные конференции;
- литературно – музыкальные композиции;
- семейные спортивные старты;
- интеллектуальные квесты.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.