Педагогика Шахтерский педагогический колледж Профессионалитет

 

История учебного заведения

 

Каждая эпоха определяет свои цели и задачи, каждый ее отрезок богат достижениями и находками, потерями и ошибками. Даже для каждого десятилетия есть свои ориентиры, ценности и ценники на дела, совершаемые людьми. Каждая эпоха дает нам, педагогам, новые ориентиры, вынуждает по-новому осмыслить педагогические явления, прислушиваться к великому диалогу времен, услышать в нем не только голоса прошлого, но и голоса будущего...

У каждого отрезка времени есть своя диалектика. Время лечит нас от ошибок и никчемных поступков, только время открывает глаза человеку делает его мудрым и дальновидным. Учителю судьба уготовила тернистый, очень тяжелый, но такой необходимый для всех живущих на земле путь: провести миллионы людей по ступеням духовного подъема.

55 лет несколько поколений педагогов Шахтерского педагогического колледжа помогают своим воспитанникам подняться над трудностями и слабостями, готовя их к сложной профессии.

По степному шахтерскому городку поползли слухи: в городе Кировское будут открывать педучилище! Это была осень 1961 года. Прошло всего 16 лет после окончания войны. Подрастало поколение, которому были необходимы воспитатели, учителя. Город Кировское был выбран не случайно. Это был город молодых шахтостроителей, население которого быстро росло.

Согласно приказа Министерства образования УССР / 205 от 30.09.1961 года и решения / 973 Донецкого областного совета депутатов трудящихся «О Кировском педагогическом училище» от 13.12.1961 года было создано Кировское педагогическое училище. В решении было записано следующее:

1. Открыть в декабре 1961 года в городе Кировское педагогическое училище, укомплектовать его учениками в составе 4-х групп (120 человек) за счет 2-х групп Константиновского педучилища и 2-х групп Макеевского педучилища.

2. Обязать областной отдел народного образования:

3. Исполкому Харцызского городского совета народных депутатов предоставит помощь в организации педучилища и подготовке для него учебно-материальной базы.

Директором Кировского педагогического училища был назначен Павел Иванович Зугравый, работавший в то время директором Нижне-Крынской школы-интерната. Николай Иванович принял пять комнат на третьем этаже школы-интерната в городе Кировское – это было все, что в то время смогли выделить для педучилища, с этих пяти комнат и началась история нашего колледжа. Учебное заведение с тех пор много раз меняло место дислокации: переезжало из здания в здание и даже из города в город. Но ни переезды, ни превратности судьбы, ни разрушительные последствия недавних боевых действий не сломили волю коллектива нашего родного, теперь уже, педколледжа.

Этим рассказом начинаем серию воспоминаний о родном и всеми нами любимом заведении.

 

Первый директор педучилища – Зугравый Павел Иванович

 

Соседние педучилища помогали чем могли и чем сами богаты были: учебниками, методической литературой, оборудованием, мебелью. И не знал в том далеком 61-ом Павел Иванович, что судьба уготовила ему долгий период напряженной работы на должности директора на протяжении 28 лет. Ветеран Великой Отечественной войны, он знал цену жизни, мирному труду, возможности заниматься любимым делом рядом с молодежью и коллегами. Много его инициатив, планов, надежд были воплощены в становление и развитие учебного заведения, в котором прошла почти половина его жизни... Первым преподавателем была назначена Людмила Ивановна Бондарь, на должность заместителя директора по учебной работе пришла работать Ольга Васильевна Павлюк, единственная, кто имел опыт работы в педагогическом училище. Ольга Васильевна была переведена в Кировское педучилище из Переяслав-Хмельницкого педучилища. 10 января 1962 года из Константиновского (ныне Красноармейского) педучилища прибыл автобус с первыми 60 учениками. Это потом, через несколько десятилетий молодые получат право называться студентами, а пока они просто ученики. Чуть позже подтянулись ученики из Макеевского педучилища. Трудности приходилось преодолевать и преподавателям, и студентам. Общежитие представляло собой абсолютно пустые комнаты, не приспособленные для проживания, ученики спали прямо на полу, домашние задание выполняли на чемоданах, которые в тот момент были единственной «мебелью». Приехавшие из Макеевки ученики, прознав про такие поистине спартанские условия наотрез отказались выходить из автобусов и заходить в помещение училища...

Шли годы. Коллектив выигрывал одну за другой социальные битвы за лучшие условия работы, учебы, жизни. Ситуацию во многом спасала Ольга Васильевна, убедительно доказавшая молодежи, что интересно, хотя и трудно, все начинать с нуля, самим планировать жизнь, организовывать свое восхождение к высотам педагогической профессии. И ученики ей поверили, тем более, что с ними с утра до вечера были преподаватели. В 1962 году в училище обучалось 150 человек – будущих учителей, позже к ним присоединился педагогический класс – учителя, не имевшие оконченного специального образования. Кадров в области катастрофически не хватало, поэтому со временем открылись еще три педагогических класса. Полным ходом шел ремонт в будущем учебном корпусе. Готовились 18 классных комнат для 540 учеников, которые оказались активнейшими помощниками во всех делах. Сегодня, спустя 55 лет уже совсем другие педагоги и абсолютно иные студенты – молодежь 21-го века с гаджетами, интернетом, ИКТ технологиями, эппл вотчем и многими другими признаками текущего десятилетия снова движутся по немыслимой исторической спирали и дожидаются окончания ремонта учебных корпусов. Странная, сложная, полная драматических событий, судьба у нашего учебного заведения. Все также преподаватели со студентами добровольно разгружают в каком-то ажиотажном энтузиазме длинномеры с шифером, лесом, кирпичем. И все также, в немыслимо трудных условиях готовят, как и в далеких 60-х, лучших специалистов в Донбассе. Судьба, действительно, посылает испытания тем, кто сможет их достойно пройти, не уронив чести.

Трудности в 1962-ом преодолевали терпеливо: не хватало учебников, справочной и методической литературы, из канцелярских товаров были лишь примитивные тетрадки и простые карандаши, вся наглядность изготавливалась собственноручно практичекого опыта не было еще наработано, не хватало помещений. Стипендии были совсем мизерными и суточный рацион студента в основном состоял из буханки хлеба, пол-кило хамсы и кружки воды. Для многих преподавателей, не говоря уже о студентах, непозволительной роскошью было приобретение пары хороших туфель. Преподаватели жили в бараках с фанерными перегородками. В апреле 1962 года педучилище получило свой первый план приема – 300 учеников – 10 академических групп и уже в 1963 году в учебном заведении обучалось 450 учеников – 15 групп!

 

 

На 20 августа 1962/63 учебного года училище было укомплектовано такими малочисленными кадрами: директор, завуч, заведующий педагогической практикой, преподаватель. В штатном расписании еще долгое время не было должностей лаборантов, секретарей, воспитателей общежития, медсестры и многих других. Много чего не было в тогдашней жизни учебного заведения. Но была надежда, был огромный душевный подъем людей, переживших войну. С каким воодушевлением они восстанавливали утраченное войной, шаг за шагом строили новую жизнь и новую педагогику. Со временем для педучилища была выделена СШ/1 города Кировское. В ней педучилище выглядело весьма солидно: на первом этаже была расположена базовая начальная школа, в ней успешно осуществлялись все виды практики. Во дворе силами студентов (!) была построена столовая, в общежитии в этот период размещалось 350 жильцов. Лозунг «Кадры решают все!» был главным лозунгом того времени. Контингент училища рос, вскоре открылось дошкольное отделение. В городе уже не хватало базы практики для всех студентов, особенно остро ощущалась нехватка детских садов. Практикантам приходилось выезжать на практику в соседние населенные пункты: Давыдовку, Новостройку, Новождановку, Шахтерск. До сих пор отчетливо помню строгую практикантку Олю из педучилища, которая мне, ученице третьего «А» класса Давыдовской восьмилетней школы №21, круглой отличнице, влепила двойку за не вовремя сформулированный ответ на ее вопрос. Я не слышала ни самого вопроса, ни то как она оценила мою растерянность жирнющей двойкой-змеей в моем «пятерушном» дневнике. Я была настолько очарована копной ее рыжих волос, что меня нисколько не смутило произошедшее фиаско и с того самого дня пришло решение стать учителем. На мое намерение поступить в педучилище после восьмого класса строгий папа безапеляционно заявил: «Мала еще, пойдешь в девятый класс. Никуда твое педучилище от тебя не денется!». Поистине пророческими оказались его слова, правда, моя встреча с педучилищем состоялась только спустя 24 года, в 1997 году, когда меня назначили его директором, но об этом позже.

Прошло чуть больше десяти лет с момента открытия педучилища. Возникла необходимость перевода учебного заведения в другой город. Рассматривались варианты: Харцызск, Зугрес, Шахтерск. Чем была вызвана такая необходимость сложно сейчас сказать. Не хочется давать оценки и критиковать с видом знатока то, что, наверное выше нашего сознания. В нашем прошлом было много хорошего и полезного, но было и бездарное. Были непродуманные, поспешные в своей близорукости решения, был сложный путь проб и ошибок. Но одно можно утверждать наверняка: учителя – самая самоотверженная и добросовестная когорта работников во все времена! Десятки преподавателей сменились за 55-ти летний период существования училища – колледжа. И все они были достойнейшими людьми, верными Донбассу и профессии.

На основании приказа Министерства образования УССР /229 от 11.09.1973 года «О переименовании Кировского педагогического училища Донецкой области» учебное заведение было переведено в город Шахтерск. За принятие этого решения боролись тогда весьма решительно первые руководители города Д.А. Русин и В.К.Тарасов. Начинался новый период жизни нашей многострадальной «педухи». На сей раз педучилище нашло пристанище в бывшей немецкой конюшне времен Великой Отечественной. Во время ремонта в тайниках здания находили фашистскую пропагандистскую литературу. И снова убирали, белили, красили, оборудовали, приспосабливали помещения к проведению учебно-воспитательного процесса. Коллектив педагогов рождал новые идеи, несмотря на непреходящие хозяйственные трудности. В это время в педучилище трудилось 86 преподавателей, многие из них были награждены медалями «За доблестный труд», «За трудовую славу». Система подготовки учеников к летней педагогической практике была одобрена Министерством образования УССР и рекомендована ко внедрению всем педучилищам страны. Подготовка начиналась с «Клуба выходного дня», в котором проведение всех мероприятий шло по инициативе самих студентов, которые были руководителями кружковой работы среди воспитанников базовой школы. Такое сотрудничество способствовало формированию профессиональных умений и навыков у будущих учителей. Одним из направлений работы клуба было проведение еженедельного инструктивно-методического сбора на базе детского пионерского лагеря «Лесная сказка». Практиканты на протяжении недели жили настоящей лагерной жизнью с ее неизменными атрибутами: линейками, зарядками, праздниками и развлечениями, экскурсиями и пионерскими кострами. Все участники сборов получали изрядную порцию положительных эмоций и заряд оптимизма и были при этом максимально приближены к интересам детства. Особенно полезными, интересными и, прямо таки, захватывающими были «Дни здоровья», в проведении которых принимали участие все сотрудники: педагоги, обслуживающий и вспомогательный персонал (он уже на тот момент был в штатном расписании), ученики. Романтика, поиск загадочных посланий, хождение по азимуту, конкурс на лучшую песню или газету, оформление лагеря, самую вкусную кашу, спортивные соревнования-все это объединяло и формировало общую педагогическую семью, способствовало сотрудничеству взрослых и не избалованной нанотехнологиями молодежи. Мозговым центром, вокруг которого кипела работа, душой и совестью учебного заведения была все та же Ольга Васильевна Павлюк. Интеллигентная, образованная, чуткая и душевная, она сумела объединить педагогов, найти в каждом то неповторимое, что было необходимо для настоящего творческого труда, причем труда каждодневного и вдохновенного. Добрым советом, методической помощью Ольга Васильевна так могла поднять настроение, что хотелось горы свернуть в нелегкой учительской работе. Для каждого находила и время, и слово ласковое, и дельный совет; знала проблемы каждого, чувствовала, что у кого болит и лечила. Вместе с тем была требовательна и принципиальна в вопросах результативности деятельности. Умела так преподнести идею, что каждый чувствовал свой причастность к ней. Сейчас трудно представить даже, что преподаватель отважится переехать из одного конца страны в другой, чтобы работать на износ и жить при этом в бараке с фанерными перегородками. То было особое время и особенные люди. Люди-гвозди. Педагоги училища с желанием и особым воодушевлением были вожатыми, руководителями академических групп, режиссерами внеклассных мероприятий, актерами, затейниками на общеучилищных праздниках. Все делалось с особенной заинтересованностью и желанием сделать каждый раз лучше. Богатый педагогический опыт Ольги Васильевны позволил ей взять участие в конкурсе, организованном Министерством УССР на лучший учебник для начальных классов. В соавторстве с директором базовой школы Ольгой Тимофеевной Тур она подготовила учебник «Украинский язык» для 2 класса школ с русским языком обучения. Это учебник издавался с 1969 ежегодно на протяжении 20 лет, по нему учились все дети Украины.

 

 

 

Высокими организаторскими способностями владели большинство учителей, поэтому нередко им поручали руководство различными подразделениями региональных и областных методических объединений преподавателей, руководителей академических групп, воспитателей общежития. Достаточно хороший уровень методической работы в учебном заведении позволил преподавателям педучилища читать лекции на курсах повышения квалификации учителей начальной школы и воспитателей детских садов города Шахтерска, организованных областным Институтом последипломного образования на базе ШПУ. Со временем были организованы курсы для абитуриентов. Педколлектив решал проблемы воспитания, характерные для идеологии того общества и времени. Одним из направлений работы с молодежью было интернациональное и патриотическое воспитание. Преподаватели со студентами посещали города-герои Киев, Одессу, Севастополь, Керчь, Брест, Хатынь, Волгоград, Курск, Ленинград, Краснодон, Ровеньки, проходили дорогами партизанской славы Донбасса. Собранные в поездках материалы использовались для проведения воспитательных часов, внеурочных мероприятий, оформления выставок. Студенты совместно с преподавателями готовили праздничные концерты, огоньки, презентации собственных стихов, сочинений. Педучилище постепенно становилось центром культуры в городе. В 70-80 годах в училище создается эффективная система подготовки студентов. Соревнования, конкурсы, викторины, игры, постановки литературных произведений увлекали и зрителей, и участников мероприятий. Подготовка к ним способствовала развитию интеллекта обучающихся, обогащала их словарный запас, готовила к будущей работе. В содержание семинаров вносились элементы передовых технологий педагогов-новаторов С.Н.Лысенковой, О.Н.Потаповой, В.Ф.Шаталова, Ш.А.Амонашвили, Н.М.Ефименко. Наличие передовых технологий на пробных уроках в школе и занятиях в детском саду было обязательным условием для студентов. Трудным и интересным был период работы Зугравого Павла Ивановича в педучилище. 1989 год... Павел Иванович выполнил все обязательства перед учебным заведением и коллективом. Он не только создал то, что стало частью его жизни, его самого – педучилище, но и воспитал новое поколение педагогов, способных на творческий поиск. Пришло время передать управление более молодому и достаточно опытному первому заместителю – Прошке Анатолию Сергеевичу, проработавшему в должности директора девять лет. Анатолий Сергеевич был преподавателем русского языка и литературы, большим ценителем поэзии и живописи, заложил принципы гуманитарного образования: создал музей декоративно-прикладного искусства, собрал вокруг себя талантливую молодежь в творческий коллектив «Подснежник».

90-е годы. Начинается новый этап деятельности Шахтерского педагогического училища. Количество групп увеличивается, помещений не хватает. Руководство города решило передать под дошкольное отделение здание бывшей вечерней школы. И снова началось очередное строительство – благоустройство корпуса №2. Расстояние между корпусами составляло примерно три километра. Так как часть преподавателей работала на обоих отделениях, приходилось иногда за перемену между парами преодолевать это расстояние с кучей наглядных пособий, партиями тетрадей, журналами успеваемости. Но в панику никто не впадал! Хорошо, что места всем хватало! Нужно было многое успевать: не отстать снова от требований времени, не опоздать к студентам, продолжать генерировать новые идеи в реальной школе и сказать: «Да!» всему интересному и новому. Учитель – вечный ученик, но ученик думающий! Чужую одежду он просто так не оденет, а долго будет примерять на себя, поэтому все новые идеи он пропускает через свою душу и сердце, наполняет своим пониманием. Новые идеи: опорные конспекты, дифференцированное обучение, бригадный метод овходили в практику училища.

 

 

 

Будущее открыто только для оптимистов.

1993 год. Поводов для оптимизма время оставляет все меньше. Сложное экономическое положение во всех бывших республиках распавшегося СССР. У преподавателей педучилища полугодовая задолженность по заработной плате. Все, кроме спичек, соли и уксуса – в дефиците. Нескончаемы очереди за всем. Учителя едят соевые котлеты из «веджибургеров», варят суп из крапивы, но работают по – прежнему с полной отдачей. Экономика области не в состоянии вытянуть всех бюджетников, идет оптимизация учебных заведений. В городе Шахтерске закрывают одну из школ-интернатов, а её, почти в аварийном состоянии, корпуса передают педучилищу. Коллектив не остановил тот факт, что помещения недостаточно комфортные, деликатно выражаясь, не совсем отвечают требованиям для проведения полноценного учебно-воспитательного процесса, зато более просторнее предыдущих. Радовались, что, наконец то, места хватит точно всем и не надо будет мотаться изо дня в день из одного конца города в другой. Прошлись по корпусам и сразу начали планировать, что и как будут делать. Каждому преподавателю досталось по 2-3 аудитории, которые необходимо отремонтировать, благо, опыт строительно-восстановительных работ был уже накоплен достаточный, как никак пятый переезд! И началось очередное ремонтно-строительное лето для каждого, потому что знали: снова делаем для себя, для студентов, которые должны войти 1 сентября в новый дом, приветливый, благоустроенный.

Трудно ли было? Еще как трудно. Все лето целыми днями без выходных стучали молотки, жужжали сверла. Удивительный человек – учитель. В его деятельности важен не только результат, но и процесс. Специфика работы. Результата можно дождаться порой лет через двадцать, когда встречаешь благодарного ученика, не сразу его узнаешь: здоровенный дядька или солидная мать семейства обнимают тебя и извиняются за когда-то содеянное непослушание. Голодные, уставшие преподаватели, но такие счастливые, видели – дело идет! Микроклимат в коллективе благоприятный, дух одной большой семьи сохранился еще со времен Кировска. Конечно, нерешенных задач в сфере материально-технической базы заведения было больше, нежели выполненных. Эти проблемы, как проклятие прошлого, до сегодняшних дней не дают возможности нормально работать и творить коллективу, не заботясь о том как, где найти, за что сделать, достать. Спасало умение создавать ситуацию успеха. Преподаватели работали по принципу: «Вначале люблю, потом учу!» Но ведь и учатся у тех, кого любят. Помогало в работе творческое сотрудничество с преподавателями школ города. Изучали и обобщали опыт лучших учителей города, проводили совместно с базовыми школами воспитательные мероприятия, посвященные юбилеям, учительским династиям, ветеранам педагогического труда. Кабинеты оборудовались фильмоскопами, пригрывателями, кодоскопами, диапроекторами. И все же самым главным было новое направление: сотрудничество «учитель-ученик», «преподаватель-студент», которое в будущем должно было привести к учебному диалогу. Общение-диалог стало главной формой в аудиторной и внеаудиторной работе.

 

 

Читать дальше »