Педагогика Шахтерский педагогический колледж Профессионалитет

Личностно-развивающий подход в системе профессиональной подготовки будущих педагогов

 

В деятельности современного будущего педагога  появляются все новые направления, обусловленные требованиями современной образовательной системы. Как правило, у поступающих в Шахтёрское педагогическое училище выявляются, в первую очередь, знания, необходимые для продолжения образования. Многое в личности будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений определяется сознательным выбором профессии, психологической подготовленностью к многогранной педагогической работе, направленностью личности на качественное обучение и воспитание детей. Личностно-ориентированная педагогическая технология требует развития потенциальных возможностей, способностей студента, его гражданских и общечеловеческих качеств для будущей профессионально-педагогической деятельности.

Преподаватели педучилища делают все возможное, а порой и не возможное для того, чтобы каждый студент в период обучения в нашем учебном заведении развивал свои возможности, профессиональные качества. С этой целью педколлектив постоянно модернизирует систему профессиональной подготовки будущих учителей и воспитателей в соответствии с личностно-ориентированной педагогикой.

Для развития потенциальных возможностей студентов, формирования и становления их профессиональных качеств, как показывает наш опыт, необходимо создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит студента перед необходимостью проявить себя и как личность, и как профессионала-педагога. Ее мы обозначаем как личностно-развивающую ситуацию, которая создается в творческих группах.

Творческая группа – это группа студентов (приблизительно 8-10 человек), объединенная единством научных интересов, исследовательских проблем, профессиональных целей. На первый план выдвигается проблема психологической совместимости членов творческой группы, так как человек проявляет свои творческие способности и индивидуальность лишь тогда, когда чувствует себя комфортно, свободно, раскованно. Творческая группа и организация в ней профессиональной подготовки студента – это дополнение (скорее обогащение) традиционных форм учебно-воспитательного процесса групповыми и индивидуальными.

Главным содержанием работы творческой группы является организация индивидуальной профессионально направленной деятельности студента в процессе самостоятельной учебной и внеаудиторной работы. Каждый студент имеет свою индивидуальную программу профессиональной подготовки, которая содержит:

  • на основе индивидуальных возможностей корректирующие задания в области профессионального самообразования и самовоспитания;
  • сотрудничество с преподавателями через участие в проблемных группах, на заседаниях отделений, конференциях, в студенческом самоуправлении при подведении итогов сессий, оценке продуктивности деятельности отделений педучилища и т.д.

Определение своеобразия творческой индивидуальности студента – одно из основных направлений работы. Для этого нами составлены карты личности студента как один из возможных вариантов организации и руководства его профессиональным становлением. Она содержит:

  • перечень основных блоков личности, а именно: общие (социальные), особенные (специальные и профессиональные) и индивидуально-типологические (образующие индивидуальность педагога) качества личности;
  • оценку исходного (наличного) состояния развитости этих качеств;
  • проектируемые изменения в личности;
  • отметки о достигаемых результатах.

Карта личности используется и как средство изучения студента, и как план-программа формирования и развития его профессиональных качеств, и как форма фиксирования и учета самовоспитания будущего педагога. Только на основе данных, полученных в результате изучения и наблюдений, организуется индивидуальная деятельность студента в творческой группе. От того, насколько деятельность группы соотнесена с реальными возможностями студента и реальными условиями, созданными для проявления индивидуальности, зависит его дальнейшее профессионально-личностное становление.

В процессе самостоятельной учебной и внеаудиторной работы студент по своим возможностям выполняет ряд творческих заданий репродуктивного, частично-поискового, творческо-репродуктивного, творческого характера. В нашей опытной работе студентами выполняются пять типов заданий:

  • эмпирические задания – сбор, классификация и систематизация данных об изучаемом процессе или явлении;
  • задания теоретического обобщения – анализ, синтез, обобщение эмпирических данных и постановка гипотезы;
  • проектировочные, конструктивные задания – проектирование теоретической модели исследования, экспериментальной установки, абстрагирование, прогнозирование, конструирование;
  • внедренческие задания – практическое внедрение модели исследования в реальной школьной и дошкольной действительности, требующее проявления организационных, коммуникативных, планировочных, корректировочных качеств будущего специалиста;
  • аналитические задания – задания, требующие проявления умений анализировать результаты внедрения и делать рекомендательные выводы, осуществляя контроль и регулирование, давать объективную оценку результатам, обобщать, делать выводы и ставить новые проблемы в исследованиях.

Каждый тип заданий имеет такое содержание, с помощью которого можно выявлять, формировать и развивать исследовательские, профессиональные способности студента, доминирующий стиль мыслительной деятельности в процессе выполнения работы. В процессе выполнения заданий студент осуществляет трансформацию освоенных им знаний, приобретенных умений и навыков на конкретную профессиональную основу. В данном случае появляется возможность выявить, сформировать и развить у студентов педагогические способности.

Важнейшим механизмом профессионального становления и роста будущих учителей является индивидуализация их подготовки. Принципиальная особенность такого подхода заключается в обращенности к личности студента, в бережном отношении и внимании к его внутреннему миру. В соответствии с этим персонификация подготовки будущих педагогов основывается на следующих позициях:

  • самоорганизация студентом своего личностного образовательного пространства, свободный выбор им как образовательных траекторий так и путей решения задач профессионального становления;
  • актуализация такого психологического феномена, как осознание студентом своей неповторимости, уникальности и самоценности;
  • содержание, формы и средства учебно-воспитательной работы обращены к обогащению духовных потребностей студентов и расширению способов их удовлетворения.

Таким образом, педагоги училища, апеллируя к внутренним силам и потенциальным возможностям личности, обеспечивает разностороннее развитие специалиста: духовное, интеллектуальное, эмоциональное, волевое, эстетическое, что и является, в подлинном смысле ,его полноценной профессиональной подготовкой.