«Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.»
Конфуций
Педагогическая практика в профессиональной подготовке студентов Шахтёрского педагогического училища обладает большим потенциалом для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов. Именно она обеспечивает соединение теоретической и практической подготовки будущих учителей. В процессе практики студенты-практиканты интенсифицируют самообразование и самовоспитание, повышают степень профессиональной подготовленности; синтезируют педагогическое знание с практической деятельностью.
Деятельность студентов-практикантов в период практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адекватна ее содержанию и структуре, организуется в реальных условиях школы. Она должна характеризоваться многообразием отношений с учащимися, их родителями, учителями, администрацией школы, что делает ее одной из наиболее сложных форм профессиональной подготовки.
Оптимизировать решение задачи совершенствования профессиональной подготовки практикантов может правильно организованный самоанализ их педагогической деятельности. Самоанализ, не являясь самоцелью, обеспечивает возможность взглянуть на себя как на «проводника» педагогической теории в практику. Выступает своеобразной проверкой способности транслировать педагогические знания, сформированные при изучении теоретического курса «педагогики», в образовательное пространство школы. Чтобы обучить студентов такому самоанализу был разработан план. Он включает в себя следующие подпункты:
- Тема воспитательного мероприятия. При раскрытии данного пункта студенту надо ответить, чем мотивировался выбор темы, учитывались ли возрастные особенности учащихся, уровень их воспитанности, их специфические интересы, особенности поведения; отметить, кто был инициатором выбора темы (студент-практикант, классный руководитель, учитель предметник, ученики). Единогласно ли поддержали ученики выбор темы или никакой инициативы не проявили – с чем это было связано – с загруженностью учеников и т.д. Является ли данное мероприятие частью системы воспитательной работы или оно имеет эпизодический характер.
- Подготовительная работа. Предполагается, что студенты, раскроют какие виды деятельности, в какой последовательности организовывались. Какие черты характера студента-практиканта способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали? Какова роль студента-практиканта в подготовке мероприятия? Что он сделал сам, что учащиеся и чем это обусловлено? Каковы формы помощи студента и как он контролировал подготовку мероприятия (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультации и др.)? Удалось ли в подготовительный период вызвать у ребят понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.
- Ход мероприятия. В этом пункте подразумевается, что студенты-практиканты охарактеризуют свои педагогические способности и такт, проявившиеся при проведении воспитательной работы с учащимися? В чем это проявилось? Имели ли место случаи нетактичного поведения. В чем проявлялась эмоциональная реакция детей, и в какие моменты? Формированию, каких морально-политических, интеллектуальных и эстетических чувств учеников способствовал ход работы? Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы? Каких результатов достигли?
- Общая оценка мероприятия. В последнем пункте студенты-практиканты должны сделать выводы о достигнутых целях и задачах мероприятия. Объяснить причины успехов, неудач и недочетов. Что при подготовке и проведении работы снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым? Как проявили себя организаторы и участники мероприятия? Оправдались ли ожидания студента-практиканта в этом отношении? Что не было учтено при планировании мероприятия? Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации подобных воспитательных мероприятий?
Разработанный план самоанализа позволит улучшить эффективность прохождения педпрактики. Даст возможность более реально и адекватно оценить себя по теоретической и практической подготовке. Сформировать объективное представление о себе как о будущем специалисте.