К моральной проблеме учителя
Исследователи рассматривают культуру как социальное образование, которое является фактом, свидетельством воссоздания образа человека в окружающей среде, в мире ценностей материальных и идеальных. Она выступает в качестве универсальной формы и способа очеловечивания мира, предоставления естественным предметам антропоморфных свойств, приобретая которых, они функционируют в пределах человеческих отношений, социального взаимодействия и обнаруживают свою социальную ценность. Известный ученый И. Пальшкова отмечает, что культура, как социальный феномен – это выход человека за пределы самой себя, самопроэктирования, раскрытие собственных сил в материальном мире, определённая деятельность человека. В культуре отражается и утверждается способность человека создавать свой собственный мир, отличающийся от мира природы.
Прежде чем анализировать понятие "моральная культура учителя", обратимся к определению общего понятия моральной культуры личности, но лишь в той мере, в которой оно позволяет увидеть место исследуемого нами качества личности будущего учителя в структуре знаний об этом феномене. Моральная культура личности - это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости человека, который проявляется в: 1) культуре моральных чувств (способность личности к сочувствию, сопереживанию, милосердие, способность чувствовать чужие боль и радость как собственная); 2) культуре этичного мышления как рациональной составляющей морального сознания, выражается в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновать цель и средства деятельности; 3) культуре поведения, с помощью которой реализуются поставленная и принятая моральная цель.
Следовательно, моральная культура личности проявляется во всей системе ее взглядов и убеждений, повседневном поведении, конкретных поступках, которые осуществляются ею в разных видах деятельности, реализуется в любом виде личной культуры, в той мере, в которой соответствующий вид человеческой деятельности имеет моральное измерение, моральный аспект.
Современные ученые в структуре моральной культуры личности определяют определенные составляющие, среди которых ведущее место занимает культура морального сознания, что на основе морального знания позволяет осознать цель и способ деятельности, обосновать их, а также проанализировать последствия поступков. Моральное сознание включает этичное мышление и моральные чувства. Этичное мышление – особенный вид социального познания, которое дает возможность освоить ценностные свойства общественных отношений и поступков с точки зрения их соответствия общепринятым нормам. Моральные чувства – это стали проявления субъективного, личного отношения человека к себе самой, других людей, предметов и явлений, которые имеют для нее личное значение, связанные с личными потребностями и интересами.
Важными компоненты моральной культуры личности являются культура моральной деятельности и культура моральных отношений. Моральная деятельность – это моральная сторона общественной деятельности, которая вызывается моральными мотивами: желанием создавать добро, подчиняться чувству долга, достигать морального идеала. Моральные отношения – это совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе моральной деятельности (взаимопомощь, чуткость, солидарность, сплоченность и тому подобное). Именно через моральную деятельность и моральные отношения формируется и реализуется моральная программа человека, определенный уровень ее личной моральной культуры. Следовательно, все составляющие моральной культуры личности взаимосвязаны.
Не вдаваясь в дефинитивные дебаты по поводу исследуемой категории, отметим, что моральная культура педагога выступает как интегральное единство двух общественных явлений: культуры и морали. Функционируя как "культура" в морали, она освещает моральный аспект культуры. Поэтому в контексте изучения моральной культуры учителя стоит подчеркнуть глубинные взаимосвязи между культурой и моралью. Известный отечественный ученый Г. Васянович трактует моральную культуру педагога как духовную ценность, систему знаний и убеждений, чувств и навыков, норм и отношений, интересов и потребностей, единство культурно-морального опыта, непосредственной деятельности и поведения, направленного на самореализацию, учебу и воспитание личности ученика.
Ученый А. Донцов определяет понятие "моральная культура учителя" как комплекс личностных качеств педагога, которые отображают систему его отношений к самому себе, ближайшего социального окружения и макросреды, включая сугубо этичные, социально-культурные, социально-экономические, социально-правовые, социально-политические и экологические аспекты. А важными составляющими моральной культуры учителя ученый выделяет правовую, экономическую, политическую, экологическую, физическую, художественную культуры, поскольку все социальные отношения опосредствуют моральными отношениями.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволил выделить главные моральные качества учителя, которые образуют основу моральной культуры, а именно:
1. Духовность – характеристика качеств человека, сознания и самосознания личности, которое отображает единство и гармонию внутреннего мира, умения преодолевать себя и быть в гармонии с окружающим миром. Духовность характеризуется не только образованностью, широкими и глубокими культурными требованиями, но и включает у себя непрерывный духовный труд, понимание мира и себя в нем, потребность в самосовершенствовании, перестройке своего внутреннего мира, расширения своего кругозора.
2. Интеллигентность – это качество культурного человека. Она не заключается лишь в получении высшего образования и умственной специальности. Интеллигентность заключается не только в знании, но и в умении понимать и принимать индивидуальность другого человека. Интеллигентность выражается в умении вежливо спорить, неприметно помогать другим, увлекаться всеми красками природы, в своих собственных культурных достижениях. Истинно интеллигентный учитель должен полностью нести ответственность за свои слова и поступки, уметь ставить перед собой жизненные цели и достигать их.
3. Гуманизм как система идей и взглядов на человека как наивысшую социальную ценность, создание условий для ее полноценной жизни и физического и духовного развития; почтенное отношение к каждому воспитаннику, ориентация на неповторимость, честь, достоинство личности; вера в его силы и позитивное прогнозирование развития.
4. Демократизм – морально-этическое качество личности, которая выражается в умении мыслить и действовать в согласии и на основе мнений людей, которые работают вместе; это восприятие себя как части целого, как условие благополучия близких и зависимых от себя людей; это служение другим - коллективу, учреждению, нации, народу, государству, это уважение их культуры и взглядов, их прав и обязанностей; это свободной дух, свободные поступки, сориентированные лишь на законы Божьи и государственные; это наивысшее качество учителя, который представляет его духовность.
5. Профессиональная совесть – это осознанием своей обязанности, ответственности перед учениками, осуществление поступков в соответствии с педагогическими ценностями и нормами.
6. Педагогическая самоотверженность – стремление помогать ученикам, не следовать своим интересам, отдавать все свои силы работе, не сворачивая внимания на время, а порою и на здоровье.
7. Педагогическая справедливость – это способность учителя быть объективным в отношении к любому ученику, умению признавать права каждого и уважать личность воспитанников. Педагогическая справедливость запрещает делить учеников на "любимчиков" и "нелюбимых". Личная симпатия не должна влиять на успешность учеников.
8. Профессиональная честь определяет нормы поведения учителя и заставляет в нестандартных ситуациях вести себя в соответствии со своим социальным статусом и профессией. Преподаватель не всегда может поступать как обычный человек. От профессии педагога общество ожидает выполнения особенных требований в общей культуре и моральном образе. Когда учитель не выполняет ожиданий общества, то это приводит не только к снижению его личностного достоинства, но и к ухудшению отношений социума к педагогу.
9. Педагогический оптимизм - это вера в ученика, в его возможности, способность видеть в ученике, видеть только хорошо и опираться на это в процессе учебы, а также вера в успех собственного дела.
10. Любовь к детям – важное качество учителя. Любить детей – это не просто обнаруживать чувство, это еще и принятие ученика таким, которым он является, а не таким, которым он хочет себя показать. Также важно сопереживать и пытаться помочь ученику в его развитии. У учителя любовь к детям должна быть на уровне моральных отношений. Ученики ценят у учителя в первую очередь: доброту, уважение, человечность, чуткость, а потом уже его научные знания и способность к объяснению нового материала. Так же для учеников важно такое качество, как умение владеть собой, что является важным условием в проявлении любви к детям. Если учитель не любит детей, то он не может вызывать соответствующую любовь и доверие у своих учеников.
Следовательно, эти моральные качества учителя есть системообразующими, духовными точками опоры, на которых держится моральный образ учителя. Стабильность и содержательность этих качеств, предопределяет его моральное здоровье, характер действий в условиях морального выбора.
Овладение нормами педагогической профессии происходит во время приобщения преподавателя к человеческой и педагогической культуре. На основе этого формируется личная моральная и профессиональная культура. Культура воспринимается учителем как улучшение, достижение им высот в жизнедеятельности и привлечении к системе моральных ценностей. Культура – это целое, органическое сочетание огромного количества составляющих человеческой деятельности. В качестве основы становления культуры педагога выступает его моральная культура.
Культура педагога проявляется в многогранности, эрудиции во многих сферах жизнедеятельности, высоком духовном развитии, а также в потребности общения с искусством, людьми, в культуре мышления, труда, общения и тому подобное. В настоящее время особенно важным является разработка инновационных образовательных технологий формирования моральной культуры учителя, поскольку учитель должен олицетворять духовно-моральный, интеллектуальный, социокультурный потенциал будущего общества.