Иногда, чтобы лучше понять человека, нужно пожить его жизнью. Именно поэтому наши преподаватели и студенты отважились на эксперимент и ... поменялись местами!
Например, при проведении урока русского языка с методикой преподавания. Всего лишь за одно занятие обе стороны успевают научиться многому: студент может почувствовать, каково это – держать внимание аудитории, доносить информацию до слушателя и работать в команде. Преподаватель же, в свою очередь, выходит из своей ежедневной «зоны комфорта» и испытывает на себе вызовы сложностей учебы 21 века! Этот эксперимент в очередной раз доказывает, насколько важно уметь работать в команде и смотреть на решение любого вопроса с разных позиций и принимать во внимание разные точки зрения.
В течении такой пары – «наоборот» преподавателю удается определять наиболее распространенные ошибки преподавания и понять пути их решение. Например, преподаватели подчас не осознают, насколько тяжело сидеть долгое время за партой, так как сами постоянно находятся в движении, объясняя материал. Это можно достаточно легко поправить: ввести короткую и веселую разминку посредине занятия или добавить такие задания, которые включали бы двигательную активность. Это, конечно, отнимает какую-то часть времени урока, но зато существенно повышает концентрацию внимания студентов.
Наша профессия дает заряд энергии. Бывают, конечно, трудности, но в основном от студентов идет позитив. Мы берем от них энергию и не имеем права стареть, отставать от жизни. Должны быть всесторонне, как говорят, сферически развитыми; чтобы те, кого мы учим уважали и понимали нас.
Ошибки начинающего преподавателя
«Не ошибается тот, кто ничего не делает», – гласит народная мудрость. Но означает ли это, что мы должны смириться со своими ошибками и плыть по течению? Ни в коем случае! Каждую обнаруженную нами ошибку нужно понять, проанализировать и принять меры, чтобы предотвратить ее повторение.
Наблюдая за общением и работой начинающих (и не только начинающих) преподавателей, приходишь к выводу, что все мы ошибаемся и наступаем практически на одни и те же грабли: совершаем одинаковые ошибки в начале своей педагогической карьеры. Конечно, допуская их и видя результат, мы постепенно приходим к понимаю, что же мы делали не так. На понимание отдельных ошибок, на понимание себя и своего места в профессии порой нужно несколько месяцев или даже лет. В это время могут страдать наши ученики, их образование и воспитание. Что же, неужели отказаться от работы? Нет, конечно же, нет: нужно продолжать работать, пробовать, искать, изучать и внедрять новые методики, приемы, «изюминки» — только так мы можем добиться высокого профессионализма. Это длительный процесс, и не стоит ждать результат сразу.
Основные ошибки начинающих преподавателей:
- ожидание от учеников идеального поведения и успеваемости;
- ожидание от родителей беспрекословного доверия и внимания словам учителя;
- принятие любых проделок и неуспеваемости на свой счет;
- панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания;
- невыполнение обещаний;
- отсутствие четких планов урока, планов развития, профессиональных целей, системы оценки своей работы;
- слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение;
- со студентами или учениками нужно общаться уважительно, без некорректных шуток над их ответами, чувствами и мнениями. Сидящие на партой могут говорить и делать глупости, но это не повод не уважать их;
- отсутствие профессиональной этики;
- излишняя неуверенность или, наоборот, излишняя уверенность.
К таким выводам пришли молодые преподаватели ШПК :)
|