В этой статье мы хотим предложить взглянуть на процесс воспитания с другой, непривычной стороны. В чём заключается его суть?
Воспитание – это передача подрастающему поколению опыта и навыков предыдущих поколений. Также это можно охарактеризовать, как обучение ребёнка приспособлению и выживанию в его среде обитания.
Но всем ли надо приспосабливаться к уже сложившейся среде обитания? Может, некоторые люди и рождаются на самом деле только затем, чтобы ее в корне изменить. И тогда получается, что для них воспитание не так уж и полезно. Скорее – наоборот. Распознать таких будущих революционеров можно по необычайной настойчивости, с которой они пытаются разрушить все привычные стереотипы. Родители - в шоке. Никак не получается навязать такому ребёнку ограничительные рамки воспитательного процесса. Но в том то и дело, что в подобных случаях нужен особенный подход, ориентированный на неповторимую индивидуальность такого ребёнка.
Хорошо. А как быть с остальными детьми, которые пока революционерами быть не собираются? Нужно ли их воспитывать? Давайте сравним среднестатистического ребёнка до и после процесса его воспитания. Итак, исходные данные. Маленький ребенок еще открыт в проявлении своих эмоций: искренне радуется, печалится, кричит, плачет или смеётся, не оглядываясь на ответные реакции окружающих.
Он очень чуток в восприятии внешнего мира: замечает мельчайшие детали, кажущиеся взрослым незначительными. Например, он не может понять, как можно сказать про несколько предметов совершенно разного цвета, что они все красные. Как их можно назвать одним и тем же словом, если они все разные? Также ребёнок очень чуток и в восприятии самого себя, например, потребностей своего организма. Так, он может, в отличие от взрослого, позволить себе оставить недоеденную пищу на тарелке. Ведь он уже наелся. Зачем же есть ещё (ложечку "за папу", "за маму" и т.п.)?
Ребенок изначально нравственен. Он говорит то, что думает, так как еще не научился лукавить. Он искренне сопереживает чужой беде. Ему свойственна смелость, так как его еще не научили, чего и как надо бояться. Ребенок общительный: легко вступает в контакт и, что важно, общается только по существу, так как еще не умеет по-взрослому «лукавить». Маленький ребенок творчески активен: занимается рисованием, лепкой, режиссирует спектакли с куклами и предметами. И вот, мы начинаем воспитывать этого человека, постепенно "причёсывая" и подгоняя под единый трафарет все его жизненные проявления.
Мы учим его скрывать свои эмоции, говорить заученные вежливые фразы. Учим есть и спать по расписанию, не оставлять еды на тарелке. Учим чего и как надо бояться ("Не подходи к собаке – укусит!"). Учим, как именно надо заниматься творчеством ("Ты не правильно рисуешь!") и т.д.
Только таким образом, он может быть принят в обществе и стать его полноправным членом. И всё-таки, что могло бы получиться, если бы ребёнок не стал подчиняться процессу воспитания и сумел бы сохранить свои изначальные модели поведения?
Думаю, это можно понять на примере многих людей творчества, сумевших каким-то чудесным образом не сломаться под гнетом воспитания и остаться «взрослыми детьми».
|