На пороге нового тысячелетия.
В июне 1997 года я была назначена директором педучилища. В моем совершенствовании как человека и как руководителя принимали участие замечательные люди, работавшие на разных уровнях во властных структурах, студенты, у которых я тоже училась, коллеги из других учебных заведений, ученики и учителя СШ-1, где я проработала 17 лет. Бесконечно благодарна всем им за науку и потраченное на мое становление время и душевные силы! По воле судьбы за 19 лет моей работы на должности директора педагогического училища мы оказались разделенными десятками и сотнями километров, но о каждом моем наставнике вспоминаю с теплотой и признательностью.
Человечество готовилось встречать загадочные «нулевые». Педагогический коллектив и администрация педучилища понимали, что одного сотрудника, владеющего компьютером – преподавателя информатики, уже явно недостаточно для обучения студентов в грядущем 21-ом веке. Обучить же компьютерным премудростям людей, которым было далеко за пятьдесят, а некоторым и глубоко под семьдесят – задача практически непосильная. Учебному заведению уже было 36 лет и молодые задорные девушки и юноши, начинавшие в далекие шестидесятые преподавать в нем, постепенно повзрослели и состарились. Студенты ведь не виноваты, что у их наставников уже глаза были не те, память подводила и ресурс душевных сил почти исчерпался. Учитель всегда пребывает в ситуации постоянного выбора: не принять новые идеи сегодня – отстать от жизни завтра, лишить будущего своих воспитанников. Только беспечный и безответственный преподаватель утешает себя мыслью лишь о дне сегодняшнем. Время выдвигало новые задачи и перед руководством педучилища, и перед преподавателями, и перед молодежью. Добрые старые подходы в управлении заведением, учебно-воспитательным процессом, когда то бывшие эффективными, начали пробуксовывать. Именно по этой причине областным управлением образования было принято решение о смене руководства в педучилище. Новое всегда рождается в муках. Реформы, где бы они не проходили, всегда ставят в трудное положение тех, кто не принимает требования технического прогресса, не в состоянии соответствовать новым жестким требованиям по различным причинам. Печатать приказы на машинках, к которым уже и запчастей не сыщешь, как то было уже не с руки. Годовой план, распечатанный на принтере, выглядел куда более солидно, но ведь и наполнение его должно было стать иным! Студентов не впечатляло пение на сцене под баян на праздничном концерте педучилища, им хотелось разучивать те песни, что им нравились. Возрастных наставников раздражала агрессивная, громкая, непонятная им музыка, молодежная культура. Для того, чтобы бороться с пороками молодых, нужно понимать их природу, досконально изучить все, чем живет молодежь, чтобы на равных, будучи настоящим знатоком всего, что влечет студентов, можно было спорить, доказывать, уберегать, воспитывать.
Работникам, не имевшим возможности в силу различных объективных причин дальше идти в ногу со временем, было предложено продолжать работать с молодыми на других участках работы. С воспитателями общежития, не имевшими педагогического образования, пришлось расстаться, а на их место пришли бывшие преподаватели, накопившие огромный опыт работы со студентами, к тому же воспитатели-преподаватели могли теперь контролировать выполнение домашних заданий, оказывать помощь в подготовке семинарских занятий, проводить консультации по предметам, более активно бороться с вредными привычками. Новые воспитатели могли организовать и провести в общежитии интересные и качественные воспитательные мероприятия. В новом тысячелетии росли требования к оформлению документации, уровню профессиональной подготовки специалистов, качеству воспитательной работы. В учебном заведении на первый план вышла задача развития творческих способностей студентов и для ее выполнения было принято решение учавствовать в эксперименте «Интел. Обучение для будущего» с 2005 года. Постепенно решалась задача омоложения коллектива. Новое поколение преподавателей быстро осваивало информационно-коммуникационные технологии и их начали успешно внедрять в учебно-воспитательный процесс. Мы тогда были первыми в области, кто отважился на такой трудный шаг. Молодые преподаватели, студенты помогли тогда своим зрелым наставникам преодолеть информационный шок и в который раз взяться за очередной безнадежный проект и с честью реализовать его. Сколько таких смелых, опережающих время проектов, было за 55 лет у нашего коллектива, уже не счесть. Через пару лет мы были на «ты» и с компами, и с ИКТ. Копили денежку на буки, айпады, работать то с техникой и дома теперь было сподручнее, чем с карандашом и бумагой! Интернет ресурсы помогали готовить лекционно-семинарское обеспечение для занятий. Дистанционное обучение, преподавательские блоги, создание училищного сайта, высокий уровень учебно-методического обеспечения, отвечающий современным требованиям, оборудование научно-издательского центра, организация качественного горячего питания студентов и сотрудников, становление художественной самодеятельности профессионального уровня, рождение творческой группы из числа одаренных студентов, приведение в надлежащее состояние делопроизводства, оборудование тренажерного зала и компьютерных кабинетов, полная замена отопительной и водопроводной систем, электропроводки, создание автономной системы подачи горячей воды в отстроенных душевых в общежитии, организация студенческого волонтерского движения в училище, многочисленные победы студентов на разного рода конкурсах, соревнованиях… Цепь успешных проектов, счастливых событий в жизни учебного заведения была прервана войной. Несправедливой, как все воины. Жестокой, как оголтелое стадо накуренных борцов за «справедливость». Разрушительной и жадной, превратившей всех во врагов. Жизнь больше всех любят те, кто стоял у черты, кто успел заглянуть в глаза смерти. Именно поэтому мы любим жизнь и дорожим работой в нашем колледже! Работа ли для нас то, чем мы занимаемся? В большей степени форма существования, образ жизни. Мы – красота и гордость некогда мирной и работящей Украины, мы – помощь ДНР, мы – душа Шахтерска.
|