19:32 Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя или Как выглядит счастье? |
Наши студенты любят изучать инновации. Любая инновационная деятельность, желание совершенствовать традиционные формы воспитательно-образовательного процесса осуществляются не ради создания нового метода, новой технологии; смысл новаторства в педагогической деятельности – в решении задач общего развития личности, выявлении ее индивидуальности, в подготовке ребенка к жизни, выбору будущей профессии. Если проанализировать известный всем опыт учителей-новаторов, то можно убедиться в том, что у каждого из них очень ярко проявляется осмысление возможностей своего предмета для решения социально-значимых проблем развития личности и общества. Практика показывает: каждая новаторская идея возникает из осмысления противоречия между желаемым (т.е. осознанием того, как должно быть) и действительным (т.е. осознанием того, как есть, что в реальности мешает полноценному развитию личности ребенка). А потому одно из направлений педагогической науки – переосмысление опыта социальной жизни, включение его в воспитательно-образовательный процесс школы в целях развития личности ребенка, его отображение в содержании образования (конкретных учебных предметах), методах и методиках его осмысления и восприятия ребенком. Приобретение педагогического опыта происходит по-разному. Это может быть долгая кропотливая работа в избранной профессии, когда на практике проверяются разнообразные методы и приемы, когда отрабатываются известные методики или вырабатываются свои собственные, происходит своеобразная «проба сил» в разных формах и методах. Это может быть и анализ известных методик, когда, выбрав некоторые из них, мы совершенствуем свое искусство владения данным методом. Но каким бы не был этот путь, на приобретение опыта всегда уходят многие годы. Как показывает практика, искусство владения методом при любых условиях его приобретения обусловлено знанием проблем развития личности ребенка, возрастных особенностей их проявления, знанием возможностей того или иного метода обучения и воспитания, требований к уроку, беседе и т.п. В практической деятельности, конечно же, вырабатываются принципы и правила наиболее эффективной организации воспитательно-образовательного процесса, но, как нередко бывает, те истины, которые мы познаем путем проб и ошибок, на познание которых уходят годы, уже открыты, ошибки проанализированы, сформулированы требования и правила, выявлены условия эффективности. Всем этим и занимается педагогическая наука, которая обобщает результаты работы многих поколений педагогов, поэтому ее изучение сокращает путь приобретения педагогического опыта. Нередко педагогическая деятельность с самого начала проявляется как творческая, инновационная, потому что этот учитель уже в студенческие годы сформировал свою педагогическую позицию и установки, высокий уровень готовности к деятельности. Что бы ни делал учитель или воспитатель, все должно быть во благо ребенку. Принцип «не навреди!» по-прежнему актуален для врачей и учителей. Предлагаем нашим думающим студентам подумать над ответом на один важный вопрос: «Куда же деваются детские таланты и радость творчества, когда они взрослеют?» Давайте не мешать нашим детям развиваться и не забирать у них право быть талантливыми! Давайте не будем загонять наших детей в примитивные рамки типовых детсадовских утренников и школьных воспитательных для галочки. И тогда родители и учителя, долгие годы растившие детей, смогут получить ответ на классический вопрос: «Как выглядит счастье?» А выглядит оно очень приятно. Очень красиво и вкусно. Например, как тарелка душистых великолепных пирожков, приготовленных руками твоих воспитанников после насыщенного трудового дня. Дай бог познать это счастье каждому Учителю! С чем пирожки? У каждого своя начинка, как и свой путь в педагогике :)
|
|
Всего комментариев: 0 | |